fi_la: (Default)
[personal profile] fi_la

Новый Год – это не просто праздник. Это пик потребления алкоголя во всех видах. Рискну обобщить свой опыт и дать несколько советов, относительно алкогольной компоненты праздничного стола (ну или где вы будете пить). Да, опыт оказался богатый. В одну статью н влезет .Сегодня часть первая.

Первое и главное правило. Единой реакции на алкоголь не существует. У каждого человека «своя норма», «свои последствия» и своя переносимость различных напитков. Более того, переносимость алкоголя и восприимчивость к спиртному меняется с возрастом. И часто, то, что в двадцать лет плохо, в тридцать – замечательно, а в сорок – катастрофа.

Никогда не насилуйте свой организм ни количеством, ни качеством потребляемого продукта. Если вы чувствуете, что последняя рюмка или бокал не доставили вам особого удовольствия – сделайте паузу. Часа через полтора вы легко сможете возобновить возлияния (если вы не «выбрали» свою норму, и у вас не больная печень).

 

Если вам «не идет» какой-то конкретный алкогольный напиток, не заставляйте себя в угоду моде, компании, тренду или чему-нибудь еще. Очень часто наблюдаются случаи индивидуальной непереносимости определенного типа напитков. Каждый алкоголь имеет свою природу и свою физхимию (физико-химические характеристики). Если ваши друзья-ферменты плохо «заточены» под определенное сочетание спиртов, эфиров, масел и альдегидов, вас будет выворачивать наизнанку, в то время, как ваш сосед будет весело радоваться жизни.

Помимо индивидуальной непереносимости, есть и общие правила. В Новый Год все пьющие делятся на две большие категории. Счастливые – у них первой отключается голова, и несчастные – у них первой начинает бастовать печень. Если вам не повезло, и вы очутились во второй группе, немедленно прекращайте пить, дабы не омрачать праздник первым.

Еще одно важное правило. Новый Год – это плохое время для эстетства, дегустационных изысков и дорогих напитков. Японцы говорят, что с первым бокалом человек пьет вино, со вторым бокалом – вино пьет человека, а после третьего бокала вино пьет вино.

Мы несколько выносливее японцев, но сути дела это не меняет. В сущности, все равно, что после четвертого бокала будет пить коньяк у вас внутри – пятнадцатигривневую водку или «Martell. Artys».

Из этого следует практический вывод, хорошо известный устроителям сельских свадьб. Хорошего и дорогого алкоголя должно быть ровно столько, чтобы хватило на первых два тоста. Так что не горячитесь, и не закупайте «Blue lable» ящиками (если вы любите виски). После второй ни вы, ни гости не отличите его от банального «Red lable», тем более, что многие имеют варварскую привычку разбавлять алкоголь водой, колой, соком, льдом и т. д.

От общих рекомендаций перейду к практическим советам по категориям напитков. Поскольку, среднестатистический украинец пьет шампанское два раза в году – на Новый Год и на свадьбу, начнем разговор как раз с категории игристых вин.

В старину в России было принято пить шампанское цилиндрами. Молодые повесы дворянского происхождения (лишние люди с классическим образованием, такие, как Е. Онегин или В. Ленский, ну или А. Пушкин или М. Лермонтов, если вам больше нравится) садились за стол, и ставили посредине цилиндр. Откупоривалась бутылка «вина кометы» (или какого другого года), пробка летела в потолок, затем подбиралась и отправлялась на дно цилиндра. Операция повторялась до тех пор, пока цилиндр доверху не наполнялся корковыми пробками.

После этого, молодые люди вставали из-за стола и отправлялись на «бал», «детский праздник», в театр или к цыганам, в зависимости от настроения «проказников».

У нас, конечно, закалка не та, но пара-тройка бутылок шампанского для боя курантов припасена у всех. Какое игристое стоит покупать? Для начала запомним, что то, что продается в зеленых бутылках специфической формы, строго говоря, делиться на четыре категории. Это собственно шампанское; игристое вино, изготовленное по классической технологии; игристое вино, изготовленное по ускоренной технологии (с использованием акратофоров); искристое вино.

Последнюю категорию я в качестве украшения новогоднего стола сразу и с негодованием отметаю. Искристое вино – это классическая шипучка, искусственно газированная, и изготовленная с использованием виноматериалов, спирта, сахарного сиропа и т. д.

Первые две категории – это, по сути, одно и то же. Это собственно, тот напиток, который изобрел Дом Периньон, экспериментируя с вторичным сбраживанием столовых вин. Вкратце опишу суть его опытов и изобретения. Монах (а точнее завхоз одного из монастырей) решил, что будет прикольно, если средней паршивости вино перебродит еще раз.

Очевидно, его вдохновляли более древние братья, научившиеся путем перегонки превращать никудышние вина в отличнейший коньяк. Вот и хозяйственный Периньон, не желавший сливать вина, мягко говоря, неудачного урожая, колдовал над ними, добавляя в бутылки различные культуры дрожжей.

В ходе одного из экспериментов ему таки удалось добиться вторичного брожения, сопровождавшегося бурным выделением углекислоты. Естественно, большая часть обычных тонкостенных бутылок, задействованных в эксперименте, повзрывалась. Но парочка емкостей устояли под напором внутреннего давления, и подарили монаху пузырящийся напиток. Естественно, попробовав первое шампанское и моментально захмелев (углекислота способствует быстрому усвоению спирта и попаданию его в кровь), монах решил, что ухватил бога за бороду, и возобновил эксперименты, заказав у стеклодувов утолщенные бутылки.

В дальнейшем необычные свойства напитка, и выделяющаяся упаковка обеспечили ажиотажный спрос и коммерческий успех. Дальше, вы все знаете и сами. Технология производства классического шампанского с тех пор усовершенствовалась, и вино вызревает в стеклянной таре минимум два года. Периодически, его поворачивают, а в конце заменяют временную пробку, на которой собирается винный камень, на фирменную, укупоривают, и готовят к продаже, добавляя при дегоржаже (это так у шампанистов называется процесс замены пробок) в напиток тиражный или экспедиционный ликер, призванный остановить брожение и стабилизировать шампанское максимально натуральным способом.

Тиражный ликер готовится с использованием мистелей и коньяка, так что не удивляйтесь, если на этикетке шампанского в разделе ингредиенты обнаружите коньяк.

До сих пор таким способом изготавливается вся игристая классика. Подвид «шампанское» выделен только для напитков, контролируемых по месту происхождения, если это место собственно Шампань (строго говоря, у каждого из шампанских домов есть четко очереченные границы «своих» виноградников).

Но на вкусовых качествах напитка это особо не сказывается, и шампанское разных домов по вкусу может отличаться друг от друга больше, чем, например, шампанское от испанской кавы.

В Украине шампанское по классической технологии раньше производили заводы «Новый Свет» и «Артемовский». Но «Артемовский» с определенных пор, в погоне за коммерческим успехом стал использовать акратофоры, так что если вам хочется настоящего украинского игристого – берите продукцию «Нового Света».

Если вас тянет на шампанское из Шампани, берите любой напиток одного из ведущих домов – не прогадаете. Лично я предпочитаю «Moet et Shandon», но «View Cliquot Ponsarden», «Mumm», «Dom Perinion» также вас не разочаруют. Если вы захотите прослыть в глазах друзей любителем современной классики – приобретите «Taittinger», если захотите приобрести в их глазах имидж гурмана – «Krug». Не советую вестись на «Crystall». Эта сугубо маркетинговая марка, разрабатывавшаяся для нуворишей, и платить вы будете преимущественно за название.

Настоящее шампанское (и игристая классика) можно отличить по внешнему виду благодаря «игре». Пузырьки в бокале должны быть очень маленькими (чем меньше, тем лучше), они должны «виться» несколькими узкими ниточками, и «играть» вино в бокале должно до тех пор, пока вы его не выпьете. Наличие у вина упомянутых свойств – верный знак того, что вторичное брожение осуществлялось в бутылке и не менее двух лет.

Как известно, шампанское по утрам пьют аристократы. Но, в какой-то момент советское правительство решило напоить аристократическим напитком и дегенератов, то есть, извините, народ.

Естественно, поить народ классикой было неразумно, тем более, что для классики, помимо выдержки, необходимо еще и использование виноматериалов «первого отжима» (а в идеале и «самотечных»), с которыми в стране всегда была напряженка (их и на хорошие столовые вина не хватало).

Советское шампанское (тогда еще без кавычек) должно было быть дешевым. И вот тогда советский академик Фролов-Багреев, по заданию партии и правительства, стал в один ряд с легендарным Периньоном. Он изобрел ускоренные способ созревания шампанского, и специальный аппарат – акратофор, названный потом в его честь «аппаратом Фролова-Багреева».

Аппарат, кстати, был идеологически выдержанным. Ответом на западный индивидуализм и эгоизм (выдержка в отдельной бутылке) стал советский коллективизм (выдержка осуществляется в системе сообщающихся друг с другом огромных емкостей, и вкусовая индивидуальность каждой бутылки, таким образом, уничтожается); а буржуазная неторопливость (два года ждать результата), получила достойный ответ в виде двухнедельного непрерывного цикла.

Аппарат Фролова-Багреева – это цех, наполненный емкостями. В крайнюю заливается свежий виноматериал. Он начинает бродить, и постепенно перемещается в следующую емкость. Через две недели практически готовый напиток доходит до последней емкости, из которой и подается на разлив. Первая емкость, как вы уже догадались непрерывно пополняется.

Данное изобретение совершило переворот в советской шампанистике, и на смену кустарщине заводов «Новый Свет» и «Абрау-Дюрсо» пришли промышленные гиганты, выстроенные от Новосибирска до Одессы. На территории Украины возвели сразу несколько крупных шампанских комплексов – в Киеве, Харькове, Одессе, Севастополе. В «Артемовске» в бывших соляных и гипсовых выработках тогда же был заложен масштабный «классический» комбинат.

Эти производства и удовлетворяют наши потребности в игристом напитке до сих пор. Уже в недавнее время игристый цех был смонтирован и запущен на производственной площадке Одесского коньячного завода в Великодалинском.

Если вы будете брать игристое вино из этой категории, то предлагаю вам проигнорировать продукцию Харьковского и Киевского заводов, и сделать осознанный выбор между демократичным Артемовском и упомянутым цехом в Великодалинском (тут надо изучать этикет на игристом «Французский бульвар»).

Впрочем, как я уже писал ранее, много шампанского вам все равно не понадобиться, поэтому переходим к наиболее животрепещущей и востребованной категории. Крепкий алкоголь. Его разнообразие на новогоднем столе может поражать воображение.

Date: 2008-12-25 01:54 pm (UTC)
From: [identity profile] foliant.livejournal.com
Из отечественных игристых действительно можно только новосветское пить. Артемовское еще до того, как они стали "модернизировать" производство, мне нравилось меньше. Возможно, я совсем не гурман, но шампанское у "Нового света" хорошее и по сравнению с "францией". Я не могу позволить себе дорогие марки французского шампанского регулярно (впрочем, шампанское регулярно я и не пью), но это меня не огорчает пока у нас есть хороший отечественный производитель. Правда, пью только брют.
Edited Date: 2008-12-25 01:54 pm (UTC)

Date: 2008-12-25 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] fi-la.livejournal.com
Так "Новый свет" - это признанная классика. Их брют еще при совке столько медалей собрал, чо мама не горюй.
Так что выбор твой очень правильный.
Они по всем компонентам хороши. Жалко только, что из-за финансовых проблем и дефицита виноматериала (этого самого "первого давления") у них объемы в последние годы совсем небольшие.
Но цены, по сравнению с Францией очень гуманные. А по качеству - не уступает, как минимум.

Date: 2008-12-25 02:19 pm (UTC)
From: [identity profile] foliant.livejournal.com
Что с объемами нелады, может даже рядовой потребитель заметить. Мне очень не понравились этикетки на том новосветском шампанском, что я видела в супермаркетах последне время (да и просто его мало). Взяла моду привозить несколько бутылок из Крыма. Люблю заехать в Новый свет и посетить дегустацию на заводе, так почему бы и любимое шампанское не покупать там? С гарантией оригинальности, так сказать.
В последний раз на заводе жаловались, что слишком жарко стало - виноград становится все слаще, не могут набрать нужные объемы. Ну, и на то, что на внутренний рынок менее выгодно поставлять из-за невысоких цен.

Date: 2008-12-25 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] fi-la.livejournal.com
На заводе - это правильно. Вообще, винище или коньячок с завода имеют какую-то особую ауру. Их всегда приятнее пить.
Конечно, они его в Германию шмаляют - это выгоднее намного. А тут если поднимут цены - брать перестанут. Народ в массе своей в шампани все-таки плохо разбирается.

Date: 2008-12-25 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] daily-winegraph.livejournal.com
1. Тиражный и экспедиционный ликер - это дре принципиально разные вещи.

2. Ни одна из них не предназначена для остановки брожения.

3. Никакого коньяка или прочего спирта в их состав не входит.

4. Артемовск до сих пор выпускает значительную честь продукции по классике. О чем сообщает на этикетке.

5. Акратофор изобрел не Фролов-Багреев, а Момене, Антон Михайлович его уже только дорабатывал. Впрочем, весьма существенно.

6. Аппарат Фролова-Багреева это не цех с емкостями, а одна емкость. Поточный метод - это Агабальянц со товарищи.

7. В акратоворе Ф-Б шампанизация происходит не за 2 недели, а за 23 суток.

А в остальном более-менее так.


Date: 2008-12-25 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] fi-la.livejournal.com
Не совсем так. По крайней мере, если верить ГОСТу и ДСТУ.
Конечно, Артемовск частично выпускает классику. Я нигде не утверждал противоположного.
Думаю, что на практике Вам покажут, что полный цикл шампанизации пройдет в аккурат за две недели.
Про поточный (непрерыный метод) согласен полностью. Это я упустил расшифровать.
Спасибо за комментарий. Сто лет не занимался шампанкой, многое действительно забылось.

Date: 2008-12-25 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] daily-winegraph.livejournal.com
На практике циклический акратофор (который 20+ суток) почти нигде не пользуют (только для небольших партий), а пользуют поток. А поток быстрее.

Date: 2008-12-25 05:11 pm (UTC)
From: [identity profile] fi-la.livejournal.com
Да, так и есть. Еще раз спасибо.

Date: 2008-12-26 12:03 am (UTC)
From: [identity profile] infanta-teribla.livejournal.com
И ни слова о Martini Asti? Чего так обошел вниманием?) Как по мне, так невероятно новогодний вариант.

Date: 2008-12-26 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] fi-la.livejournal.com
Честно. Никогда не пробовал. Вот и обошел. Это ж написано на основании личного опыта. Вот и встречаются недоработки. Их легко можно править в комментариях.
Расскажи, что ты про него думаешь.

Date: 2008-12-26 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] infanta-teribla.livejournal.com
Помимо Asti, они еще производят Prosecco, но о нем ничего сказать не могу, потому что не доводилось попробовать. А вот Martini Asti очень люблю. И в первую очередь за то, что это по настоящему вкусный напиток. Назван он так по названию области в Италии, где произрастает используемый для этого вина белый мускатный виноград. Очень легко пьется за счет меньшего содержания алкоголя. Поэтому, конечно, не стоит ограничиваться покупкой одной бутылки - она уходит практически мгновенно, пока просто смакуешь и наслаждаешься вкусом. А потом хочется еще) Очень приятный бархатистый вкус и замечательный мягкий аромат. Еще примечательно, что у него очень красивый цвет и смотрится Asti в бокалах замечательно.
Отдельно хочу остановится на выборе бокалов. Чего не стоит, так это пить его из высоких бокалов, как у нас зачастую принято, (я имею в виду flute или как у нас их называют "фужеры"). А стоит пить этот напиток все же из coupe - широкого бокала для шампанского и если такого пока не приобрели, то все-равно лучше налить хотя бы в тот же бокал для мартини, чем в фужеры. Пить лучше всего охлажденным, но не сильно - градусов семь-восемь. Я когда-то думала, что это все же женский напиток, но потом неоднократно убедилась, чтои мужчинам очень нравится, даже предпочитающим крепкие напитки.

Date: 2008-12-26 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] fi-la.livejournal.com
Аля, спасибо за развернутые рекомендации. Если каждый приложится, думаю, проблем с выбором перед НГ у читателей не будет.
Забыл еще сказать, что пил недавно брют "Ferrari" (естественно, оформленный в соответствующей символике). Так вот, не рекомендовал бы пробовать.

улыбнуло

Date: 2008-12-26 07:54 am (UTC)
From: [identity profile] blin-ovo.livejournal.com
"Поскольку, среднестатистический украинец пьет шампанское два раза в году – на Новый Год и на свадьбу, начнем разговор как раз с категории игристых вин."

т.е. свадьба каждый год?

в целом- грамотно и легко читаемо
псиба!

Re: улыбнуло

Date: 2008-12-26 11:32 am (UTC)
From: [identity profile] fi-la.livejournal.com
Эт такая маркетинговая шутка. Старая. В среднем, согласно исследованиям, выходило, что среднестатистический украинец гуляет на одной свадьбе в год (не обязательно своей).
Есть еще вариант "на новый год и день рождения".

Profile

fi_la: (Default)
fi_la

January 2013

S M T W T F S
   1 2 345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 6th, 2025 09:49 pm
Powered by Dreamwidth Studios