Нам любые дороги дороги
Dec. 1st, 2008 11:51 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Вчера вернулся из Харькова, очередной раз пропутешествовав по замечательной трассе М35 (или Е04). Еще кусочек ремонта приблизил эту дорогу к Евро-2012.
А я хочу представить вашему вниманию очередной отрывок из собственной книги. Этот отрывок лишь косвенно касается маркетинга, зато подробно описывает быструю езду, любителем которой я являюсь.
На Харьковской трассе, где-то между 275 и 297 километром, немного не доезжая Решетиловки, вдоль дороги установлена целая серия бордов, которая рекламирует туристические достоинства полтавщины. Спору нет, полтавский край действительно может привлечь внимание туристов, и рекламировать его, наверное, надо. Но много ли торопливых путников, или степенных водителей-дальнобойщиков съезжают с трассы для того, чтобы узнать действительно ли в Решетиловке ткут замечательные ковры, а Бельск – это древний город солнца (именно об этом сообщают соответствующие надписи). Думаю, что упомянутые борды вряд ли могут служить достаточным побудительным мотивом для автомобилистов, устремившихся в Харьков, Киев, Полтаву или какой другой населенный пункт на трассе с вполне конкретной и объяснимой целью.
Один борд особенно дорог мне. На нем крупно написано «Диканька», воспроизведены иллюстрации к «Вечерам на хуторе …», и, для тех, кто не понял, дана расшифровка – «гоголевский край». Дух Гоголя давно покинул здешние места, и только названия продолжают напоминать о творчестве великого писателя. Но и названий достаточно для того, чтобы начать думать о судьбе Николая Васильевича. И, радостно примазываясь к гению, я думаю – «как же много у нас общего». Мне, как и Николаю Васильевичу, безумно нравится Рим, я, как и Гоголь, преклоняюсь перед Пушкиным, наконец, подобно великому писателю, я много времени провожу в дороге. И, более того, как и на Гоголя, на меня дорога действует умиротворяюще.
Наслаждаясь уникальными полтавскими пейзажами, мелькающими за окнами, я думаю о том, что и Гоголь мог видеть те же самые лесистые холмы, зеленеющие поля, уютные мазанки, аистовые гнезда на столбах – ту вечную неизменность, которая еще сохраняет аутентичность Украины, проходя сквозь века, и игнорируя научно-технический прогресс.
Гоголевская тема продолжает преследовать меня и по приезде в Харьков. Ведь селюсь я на улице Гоголя, в одной из лучших харьковских гостиниц, которая, по странному совпадению, называется «Чичиков», и на прикроватной тумбочке лежит заботливо приготовленный томик «Мертвых душ». Глядя на книгу, невольно задумываешься о том, что и твоя работа, это в значительной степени сбор «мертвых душ» - реестров, списков, отчетов. Люди в этой работе превращаются в «потребителей», а уж потребители – настоящие «мертвые души» - цифры в статистическом отчете и данных исследований.
В бешеном рабочем ритме дорога – самое продуктивное место. Пока ты едешь, тебя не отвлекают телефонные звонки и назойливые посетители с мелкими вопросами, тебе не надо участвовать в совещаниях и принимать «судьбоносных решений». Ты предоставлен сам себе, и можешь спокойно подумать о том, на что давно не хватало времени, можешь послушать любимую музыку, можешь, наконец, поорать во весь голос, подпевая диску со старыми песнями. Дорога становится островком спокойствия, освежающим и придающим новые силы. Именно в дороге, зачастую рождаются идеи, воплощение которых приносит моральное удовлетворение тебе и прибыль компании.
Командировка на завод (или, если быть совсем точным, заводы) – это необходимое, привычное, и, вместе с тем, далеко не самое неприятное мероприятие. Путь в Харьков пролегает по в меру ровной, в меру живописной, и в меру удобной для водителя, харьковской трассе.
В этом месте должно последовать, и последует производственно-географическое отступление. В Харьковской области, Чугуевском районе (несчастливо расположенном в прямо противоположной от Киева стороне Харькове), неподалеку от села Свадебное, в идиллически-пасторальных ландшафтах расположен «лучший в Европе ликероводочный завод» (именно так вот уже два года мы называем этот объект в рекламе, и, если верить исследованиям, многие потребители в водке в нашей стране вполне в этом уверились), принадлежащий, как нетрудно догадаться, компании «Пелион».
Строго говоря, среди живописных полей и лесов расположен не один, а целых три завода. Два других предприятия – колпачковый и стекольный завод также являются собственностью маркиза Карабаса, то есть корпорации «Пелион». До полного производственного цикла (не считая этикета, короба и некоторых других мелочей) не хватает только спиртзавода. И место под него уже отведено. Стоит себе землица, и ожидает, когда же государство распрощается со своей монополией на производство спирта. Демонополизация в этой сфере подарит возможность всем водочным компаниям выстроить себе по новейшему предприятию, выведя качество выпускаемой водки на новый уровень. Естественно, в ожидании застыл и «Пелион».
А пока оптимизация производственных затрат осуществляется за счет практически нулевой стоимости логистики и по бутылке и по колпачку. Впрочем, есть подозрение, что на управлении бизнесом вся экономия и съедается, но это тема другого раздела.
Отступление закончилось, и продолжается наступление. Вперед и только вперед по маршруту Киев – Харьков. За время работы в «Пелионе» харьковская трасса стала для меня, по-настоящему родной. Я знаю все подъемы и спуски, правые и левые повороты, вечные ремонты мостов и стационарные пункты ДПС. Я люблю эти выбоины и сужения, места разворота встречного транспорта и внезапно возникающие посреди бескрайних полей пешеходные переходы. Мне нравятся патриархальные села с курицами и утками на обочине, собаками и кошками у каждого забора, детьми на велосипедах и напившимися до дровяного состояния согражданами посреди проезжей части. Я обожаю трактора и прочую сельскохозяйственную технику, путешествующую по ночным дорогам мироздания без намека на габаритные огни и прочие опознавательные знаки. Я прихожу в восторг от телег, влекомых старыми лошадьми, точно знающими, где их дом, но не имеющими ни малейшего представления о правилах дорожного движения. Все это придает нашей дороге неповторимое очарование, которое так отличает ее от упорядоченных, освещенных, размеченных, оснащенных информативными знаками дорог Испании, Италии, Франции, Германии, Австрии и многих других европейских стран.
А с каким нетерпением я жду встречи с инспекторами ГАИ. Я знаю, что обязательно встречу их на 76-м и 101-м километрах (интересно, что киевский «сто первый километр» - это село Панфилы. Возможно, именно его уроженцами были предки легендарного героя, остановившего со своими товарищами наступление фашистских танков на Волоколамке), в Чутовом и на въезде в Харьков. В этих точках посты стоят практически всегда, лишь изредка прерываясь на пересменку или сон.
Ну а оперативную передвижную группу можно встретить практически где угодно, даже на завалинке собственного дома, стоящего рядом с трассой. Летом сотрудники ГАИ чаще стараются укрыться где-нибудь в тени, ведь под сенью деревьев солнце не так жарит, а птички поют упоительно. Зимой же особых предпочтений не наблюдается, и доблестных сотрудников можно увидеть в точках, наиболее подходящих для охоты. Ведь рыцари дорог – это, по сути, охотники. И охотятся они за двумя видами дичи.
Большинство людей с полосатыми палочками заняты в массовой охоте, где дичь не столь крупна, зато весьма многочисленна. Оружие этой категории охотников – радары, а в качестве «засадных мест» выбираются участки дороги, на которых охотники «далеко глядят», оставаясь при этом незаметными. Обычно «летучие посты наблюдения» располагаются либо на поворотах, либо на самых высоких точках холмов. Особенно ценятся места, где охоту можно вести сразу в двух направлениях. В этих случаях, охотники чаще всего располагаются на разделителях.
Единичный улов в этом случае мал – всего десятка, зато в раскинутые невода «рыба» в лице автолюбителей идет косяками, и, при должной сноровке, за смену можно довести число «трофеев» до сотни, а то и превысить этот показатель.
Что же касается охотников за крупной дичью, то они устраиваются в засаде, неподалеку от хорошо известных на трассе заведений общепита. Их оружие – трубочка, измеряющее содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе. Их добыча – беспечно расслабившиеся в ресторане путники, позволившие себе бокал пива или рюмку водки. Этой категории охотников «везет» куда реже, нежели первой, но и добыча их куда весомее.
И я, признаться, не раз и не два радовал (и продолжаю радовать) первую категорию охотников, при этом неизменно огорчая вторую. Ведь кому, как не мне, маркетинг-директору «Пелиона», знать к каким последствиям может привести пьянство за рулем.
Впрочем, не только пьянство губит людей на дорогах. Безответственность во всех ее проявлениях делает дорогу настоящей русской рулеткой для водителей вовсе не желающих сводить счеты с жизнью и играть в опасные игры.
Наверное, людей с суицидальными наклонностями на наших дорогах все же многовато. Иначе как можно объяснить появление на трассе, причем нередко в левом ряду таких машин, как «Cherry QQ» или «Daewoo Matis», которые на межгородских магистралях представляют для владельцев не меньшую угрозу, чем допотопные «Жигули» или «Москвичи» (последние столь же часто зловеще оживляют дорожный пейзаж).
Конечно, опубликовав этот абзац, я рискую навлечь на себя гнев могущественной лиги защиты прав владельцев «Жигулей», которая сочтет данный пассаж шовинистичным и несправедливым. Однако, к сожалению, владельцы старых советских машин, малолитражек и сугубо городских автомобилей чаще гибнут и травмируются в авариях, чем обладатели сравнительно новых иномарок среднего класса.
Не зря западные маркетологи упорно работают над «разведением» различных классов автомобилей, так сказать «по ситуациям потребления», не зря на западных трассах редко-редко встретишь старенький «чинквеченто» или «уно». Если машина «городская», то это скорее «Мини» или «Цивик», причем последних годов выпуска.
Не зря год за годом европейские центры тестирования проводят разнообразные экспертизы, по результатам которых распределяют «звезды» за безопасность, и не зря в «автомобильно-цивилизованных» странах регулярно показывают по телевизору результаты краш-тестов, в ходе которых понарошку «гибнут» манекены.
И совершенно зря у нас, покупая машины, владельцы далеко не всегда обращают на эти звезды внимание, и спокойно выезжают на трассу в автомобилях, которые даже безопасность водителю обещают на одну-две звездочки из пяти возможных.
Результатом подобной безответственности становятся реальные «краши», в которых, в отличие от тестов, по-настоящему гибнут и калечатся люди. И каждый раз, проезжая мимо последствий очередной аварии (а еще ни одна поездка не обходилась без того, чтобы не увидеть разбитые или перевернутые машины, обломки, скорые, кровь и другие атрибуты трагедии) задумываешься о том, как мало у нас люди ценят и собственную жизнь и жизнь окружающих. И правила поведения на дороге, о которых говорит слащавая реклама, увеличивая продажи бензина на трехбуквенных заправках, так и остаются абстракцией для многих из тех, кто выезжает за город на собственной машине.
Еду в левом ряду (это нарушение правил дорожного движения, равно, как и несоблюдение скоростного режима преследует меня практически всю дорогу. Печально, но иначе проехать дистанцию, разделяющую Киев с Харьковом, Одессой, Днепропетровском, Львовом или Донецком за приемлемое для рабочего графика время невозможно). Постепенно приближаюсь к движущейся в правом ряду «сладкой» паре «фура – «Мазда», и начинаю мысленно просить «троечку» «только не делай этого, только не обгоняй, только не перестраивайся, посмотри, пожалуйста, в зеркала». Традиционная молитва – хорошо, но надеяться на бога, можно только не плошая самому. Посему на всякий случай сбрасываю скорость. Всякий случай не заставляет себя долго ждать.
Дождавшись момента, когда я практически настигаю попутчиков, «Мазда», что называется «без объявления войны» начинает перестроение. Чтобы не «поцеловать» новенькую машинку в зад, резко торможу, попутно давая понять незадачливому автомобилисту, что он неправ с помощью ограниченного набора средств, доступного тебе на трассе – дальнего света и сигналов клаксона. Водителя, впрочем, мое возмущение, похоже не волнует вовсе, и он степенно завершает маневр, спокойно осуществив собственный, абстрагированный от всего, что происходит вокруг, план.
Догоняю злосчастную «Мазду», заглядываю в окошко, и … все становится совершенно понятно. За рулем милая девушка, которая одной рукой держит руль, а другой прижимает к уху мобильный телефон. Ну да, как же ей уследить за окружающей обстановкой, если в разгаре то ли увлекательная беседа с подругой, то ли романтические вздохи с любимым.
Забавно, что девушки, так умело и часто пользующиеся зеркалами и зеркальцами в повседневной жизни, часто совершенно забывают о наличии такой интересной игрушки, как зеркало заднего вида в их машине. Возможно, это потому, что зеркала заднего вида упорно не хотят показывать их собственное отражение. Так или иначе, и девушки и мужчины на трассе частенько забывают о необходимости оглядываться назад. И это очень часто доставляет множество неприятностей тем, кто сзади едет, и едет быстрее.
Еду дальше, и надо же, какая богатая поездка – буквально километров через пятьдесят меня ждет еще более «веселое» приключение. Дорога весело петляет между селами, и скучать за рулем не приходится. Подъезжаю к очередному повороту. Навстречу едет внушительная «колбаса», составленная преимущественно из длинномеров. И когда до поворота остается всего ничего, из-за угла лихо выскакивает, едущая по моей полосе копейка.
О чем думает ее водитель представить трудно, да и некогда. Выжимаю тормоз до полной остановки, и пытаюсь съехать на символическую обочину, не свалившись в кювет. В последний момент вижу за рулем «копейки» уверенное и непоколебимое лицо, принадлежащее типичному сельскому пенсионеру, и все становится ясно.
До момента, когда непонятным образом нам удалось счастливо разминуться, успеваю подумать о том, что вечером напишут в интернете, а утром в газетах. Наверное, заголовки будут выглядеть так «Молодой прожигатель жизни убивает пенсионера» или «Иномарка против жигулей – кому закон не писан?».
Ведь пенсионер явно не думает о том, что при лобовом столкновении от его машины мало что останется, а журналисты заранее пишут виноватым владельца иномарки. И невдомек им, что за рулем японской машины командировочный менеджер, который с удовольствием бы не носился по трассе, а валялся бы где-нибудь на «морском песочке». И разбираться куда так спешил пенсионер, обгоняя фуры, никто не будет.
Но, к счастью, все заканчивается благополучно. На секунду замираю за рулем, выдыхаю, и вновь двигаюсь вперед. До Харькова еще ехать и ехать, а уже так хочется отдохнуть.
no subject
Date: 2008-12-01 10:36 pm (UTC)Честно говоря, не понял, что ты хотел этим сказать. в любом случае, «Мини» и «Цивик» не самые, мягко говоря, характерные примеры городских автомобилей, последний я бы вообще не стал относить к этой категории.
no subject
Date: 2008-12-01 10:45 pm (UTC)Понятно, что на Западе "городские" - это "Смарты", "ЧИнквеченты" и тому подобные "малышки". Но "миник" в этот разряд попадет вполне.
no subject
Date: 2008-12-01 11:13 pm (UTC)Седан "Цивик" здесь вообще хрен найдешь. Никогда не понимал, кстати, почему в бСССР и Израиле седаны так популярны.
no subject
Date: 2008-12-01 11:19 pm (UTC)А "Микру" в ИТалии я как-то разогнал до 180. Но там трассы позволяют.
no subject
Date: 2008-12-01 11:28 pm (UTC)Странно, но тебе видней. Я по Италии передвигался на общественном транспорте.
Но там трассы позволяют
А в Германии - еще и ПДД :о)
no subject
Date: 2008-12-01 11:16 pm (UTC)no subject
Date: 2008-12-01 11:17 pm (UTC)no subject
Date: 2008-12-01 11:26 pm (UTC)http://bbrukman.livejournal.com/74293.html?mode=reply
К сожалению, эту модель выпускали или с автоматом, или с дизелем, так что пришлось выбирать.
no subject
Date: 2008-12-01 11:28 pm (UTC)no subject
Date: 2008-12-01 11:38 pm (UTC)no subject
Date: 2008-12-02 02:00 pm (UTC)Да и обгон по встречке, через сплошную - это обычно иномарки.
no subject
Date: 2008-12-02 03:54 pm (UTC)Это я тебе голуба говорю, как краевед.
И по статистике в тяжелых ДТП куда больше не самых лучших машин (в том числе, если брать отношение к общему количеству машин той или иной марки в стране).
no subject
Date: 2008-12-02 04:13 pm (UTC)В инете сходу, правда, статистику не нашел, а долго копаться нет времени - только такую любопытную статью, которая отчасти подтвердила мои подозрения:
по данным статистики, лидируют в списке аварийности мало распространенные “Хонда”, “БМВ” и “Ситроен”. А самые популярные “Жигули” и “Фольксваген” (40% от всех автомобилей Белоруссии, России, Украины) мирно покоятся в конце рейтинга.
http://www.ego.by/avto/samyj-nadezhnyj-avtomobil.html
А у тебя данные официальной статистики тяжелых ДТП с разбивкой по маркам есть?
no subject
Date: 2008-12-02 04:23 pm (UTC)Что касается сябров, то сам факт объединения жигуляторов и фольксов наводит на подозрение относительно достоверности. Фольксы (вопреки названию), как раз и стали у нас "престижной маркой".
У меня нет статистики, но судя по "другой смуге", основные источники проблем - ланусы и жигули.
Правда, это, в основном, в городе.
Можно Попова спросить. Он обычно в курсе такой статистики.