![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Продолжение разговора о снах и о книгах.
Мы можем бесконечно долго удивляться тому, насколько совершенен наш мозг, в сравнении с нашим телом, насколько велика эффективность его труда. Каждому из нас прекрасно знакома сковывающая мышцы усталость после тяжелой или продолжительной работы, каждый из нас, к сожалению, знаком с расстройствами различных органов, вызванных неумеренной на них нагрузкой.
При этом, однако, вряд ли кто-нибудь сможет пожаловаться на то, что его мозг вдруг забастовал, отказался работать, или «испортился» из-за изобилия обрабатываемой информации. Иногда, конечно, нам кажется, что после четырех-пяти-шести часов более или менее напряженной работы, наши мозги отказываются нам повиноваться, работают гораздо медленнее, или не могут найти решение, которое просто находилось в начале работы, однако, как справедливо заметила Наталья Бехтерева, в этом случае речь идет скорее не об усталости мозга, а об ухудшении снабжения его кислородом или других дисфункциях организма, вызванных, сопряженным с умственной деятельностью, сидением, или нахождением в других неудобных позах. Недаром, древние мыслители предпочитали прогуливаться по аллеям, во время своих ученых бесед, что, несомненно, способствовало снабжению мозга всем необходимым.
Сам же мозг «не покладая рук», если это выражение тут уместно, трудится целый день. Ведь наше существование это не что иное, как непрерывная череда раздумий и размышлений более высокого или более низкого уровня. Мы беспрестанно обращаемся к различным картинам, и бесконечно путешествуем по цепочкам ассоциаций. Мы делаем это, выполняя привычную работу, гуляя по улицам, читая книгу или смотря фильм. И что бы мы не делали, нашим верным «чичероне» и неутомимым помощником становится наш мозг, ведь именно ему мы адресуем наши многочисленные просьбы и запросы, и именно он ухитряется без запинки отвечать нам на них, извлекая из своих недр причудливые картины, сформированные им же, на паях с сознанием.
Итак, когда мы бодрствуем, мозг занят лишь тем, что обслуживает нас. Мы, впрочем, нещадно эксплуатируя его, часто, без сожаления тратим его воистину безграничные возможности попусту. Великий Эйнштейн как-то сказал, что работает четыре-пять часов в сутки. За это, по нашим меркам ничтожное время, ему удалось сделать невероятно много. Чего же мог бы добиться каждый из нас, тратя на работу с мозгом, хотя бы по часу в день?
Однако, я отвлекся. Говоря о нашем великом труженике, и его титанической работе, я хотел плавно подвести читателя к мысли, о том, что когда-то мозг все-таки должен был получать передышку. Таким временем, как естественно было бы предположить, должен был бы оказаться именно сон. Но, сон скорее дает отдых нашему телу, а не нашему духу, ибо мозг во сне отдыхает лишь небольшой промежуток времени, заполняя остальной, как и подобает настоящему трудоголику, интенсивной работой.
Этой работой, собственно и являются сны, которые мы видим. Ну а поскольку во сне наше сознание отдыхает, не утомляя мозг своими запросами, он оказывается полностью предоставлен самому себе, и самостоятельно выбирает картины, по которым будет путешествовать с помощью мостиков-ассоциаций. Говоря другими словами, сны – это работа мозга без запросов сознания, работа мозга, произвольно оперирующего картинами, хранящимися в его кладовых. Надо сказать, что в этой работе мозг использует весь доступный ему потенциал. Он не только воспроизводит существующие картины, но и по своему разумению конструирует новые, используя для этого те же механизмы, что позволяют ему отвечать на запросы сознания. Именно эта бурная деятельность приводит к тому, что мозг порождает картины удивительные, и, подчас шокирующие, подобные тем, которые описывали в своих романах классики. При этом мозг оперирует вполне традиционными механизмами, что позволяет нам воспринимать логику и взаимосвязь элементов сна. Так, каждый логически мыслящий человек, вполне естественно воспринимает картину Дали, изображающий образы, возникшие в мозгу спящей женщины, под воздействием пролетавшего неподалеку шмеля. Действительно, нам кажется вполне естественным, что восприняв рычащее жужжание крыльев насекомого, мозг отправился в путешествие именно в ЭТИ картины. Мы соглашаемся с этим потому, что вполне допускаем мысль о том, что именно эти образы, могли посетить нас в аналогичной ситуации, если бы мы не спали, а бодрствовали.
Теперь попробуем разобраться в том, почему же одни сны уходят бесследно вместе с пробуждением, а другие надолго врезаются в память, продолжая тревожить, или радовать нас недели, месяцы, годы.