fi_la: (Default)
[personal profile] fi_la

ЗАвершаем главу о предназначение человеческого мышления. Что наша жизнь, как не набор удовольствий? Тысячелетняя культура изощрила удовольствия, отдалив человека от банальной физиологии и животного состояния. Как мы пользуемся этими удивительными возможностями? Каждый в меру развития своего мышления.



Пару десятков лет назад большой резонанс вызвало открытие в коре головного мозга животных зон, условно названых «адом» и «раем». Если подопытному животному с помощью электрических импульсов раздражали зону «ада», оно начинало безмерно страдать, чувствуя себя подавленно, неуютно, одним словом – плохо. И напротив, при раздражении «рая» животное впадало в состояние эйфории – полного, правда краткосрочного, блаженства.

Когда ученые провели нехитрый эксперимент, дав возможность животному самому, путем нажатия рычага, замыкающего электрическую цепь, раздражая зону «рая», бедные (но счастливые) крысы, словно сойдя с ума, не отходили от заветного рычага, беспрерывно нажимая на него, стараясь при этом достичь максимальной частоты нажатий. Этих животных не интересовали больше ни пища, ни сон – их волновало только получаемое удовольствие.

 

Так вот, вначале человек пошел вполне крысиным путем. И хотя в далеком прошлом ему были недоступны методы современной биологии, к «крысиной цели» – раздражению «своего» «рая» он двигался уверенной поступью.

Он научился использовать стимуляторы, оказывающие непосредственное воздействие на головной мозг. И если экзотические металлические кольца, продевавшиеся сквозь специальные отверстия в черепе для прямого «массажа» мозга уже вряд ли можно где-то увидеть, что называется в «рабочем» состоянии; то алкоголь, табак, наркотики люди используют уже не одну тысячу лет, и вряд ли в обозримом будущем откажутся от этих «удовольствий».

Впрочем, к чести человека, вскоре «препараты прямого действия» перестали удовлетворять его в полной мере, душе хотелось чего-то новенького, ведь спирт, или мухоморы слишком уж напоминали «крысиный рычажок», а человек взгромоздился на более высокую интеллектуальную ступеньку.

Итак, перестав довольствоваться традиционными удовольствиями, если мне простят этот каламбур, человек занялся поиском других, уже не прямо, но опосредованно влияющих на мозг. Вначале он изобрел множество способов услаждать данные природой органы чувств, изысканно эксплуатируя удовольствия данные природой, что несомненно пошло ему на пользу (вряд ли человечество и сейчас откажется от изобретений сделанных на этом пути – гастрономических изысков, утонченной парфюмерии, нежных тканей, мелодичных музыкальных композиций и так далее).

Однако затем, пойдя еще дальше, он научился самостоятельно создавать удовольствия, поставив себя и в этом в уникальное, привилегированное положение.

Так, если брать в качестве примера древних египтян, то им уже были присущи самые разнообразные радости: пиво, водка, наркотики, секс – с одной стороны; купальни, превосходная кухня, духи – с другой; и, наконец, - культура.

При этом, смею утверждать, что последняя – удовольствие получаемое с помощью разума, было самым необычным, и самым сильным.

Человек, неожиданно для себя, открыл совершенно новый, могучий источник наслаждения. Так, если первобытному мастеру изображений рисование   приносило нечто просто необъяснимо приятное, то уже его египетским коллегам Имхотепу, Тутмесу, создателям портретов Фаюма, это приносило уже вполне осознанное эстетическое удовлетворение.

Человек уже полностью отдавал себе отчет в том, что получает удовольствие этим невиданным доселе способом, и это рефлективное ощущение мощно толкнуло культуру вперед.

Дальше больше. По счастливому совпадению оказалось, что удовольствие может получать не только сам мастер, но и ценитель творений. И это открытие было еще удивительней первого. И уже не единицы, получавшие удовлетворение от того, что позволяли своему разуму резвиться на полях непознанного, а десятки и сотни осознавали свою неизбывную потребность в культуре, в духовном разуме.

И это неожиданное открытие подхлестнуло, и продолжает до сих пор подхлестывать развитие духовного разума, не дающего особых преимуществ в борьбе за существование, но доставляющего совершенно незабываемое, ни с чем не сравнимое удовольствие.

Так что, возможно, именно на удовольствии держится этот поразительный баланс между техногенной цивилизацией и культурой.

Природа этого удовольствия до сих пор неясна и туманна. Можно лишь предположить, в чем заключается это своеобразное удовольствие творца и удовольствие ценителя. Очевидно лишь то, что вряд ли этот процесс в ближайшем будущем удастся разложить на физиологические составляющие.

Возможно, причина этого удовольствия в радости новизны, радости открытия. Ведь именно в создании чего-то нового состоит специфическая особенность человеческой культуры.

Мы уже говорили о том, что животные по всей видимости не в состоянии строить модели, которые бы несли нечто новое по сравнению с тем, что уже существует, или существовало в окружающем их мире. Именно поэтому их творческие способности ограничены, а радость познания нового сведена к минимуму; ведь новое открывается для животных с помощью внешнего мира, без акцентированных усилий с их стороны.

Человек же уверенно создает новую реальность. Он раскрывает неочевидные для него тайны природы; прогнозирует те или иные события; творит игры или художественные произведения, аналогов которым нет в окружающей реальности.

Резонно предположить, что именно возможность познания и является источником удовольствия, служащего, в свою очередь, двигателем культуры. В обиходной речи мы кажется именно это называем любопытством, однако это «любопытство» может простираться достаточно далеко: от элементарного желания узнать сколько зарабатывает сосед, до высокого стремления проникнуть в глубины человеческой души вместе со Львом Толстым. И уже, наверное, за рамками этого любопытства лежит любопытство исследователя или творца, которые познают и переводят мир на наш с вами язык.

Подводя итоги, можно сказать, что наш разум давно перерос свое первоначальное предназначение обеспечить выживание и устойчивость человечества, как вида. Вероятно он достиг того уровня своего развития, который «планировался» для него изначально.

При этом, разум оказался тесно привязан к своему хозяину – человеку, растущие запросы которого он продолжает выполнять по сей день. Однако, удовлетворяя нужды людей, решая «практические» задачи, разум одновременно, научился подчинять некоторых людей себе, и играть с их помощью в Игры, выходящие за грань разумной необходимости.

Результатом подобных игр духовного разума стала наша культура, развитие которой стало возможно благодаря удовольствию, которое человек способен получать, открывая для себя нечто новое, или создавая его.

Мы будем еще не раз говорить и вспоминать о предназначении и связанными с ним особенностями мышления человека в последующих главах, которые будут посвящены, как механизмам работы мышления, так и феноменам человеческой культуры.

Впрочем, следующая глава, будет носить более узконаправленный характер, поскольку она посвящена использованию нашим мышлением параллелей и аналогий.

Profile

fi_la: (Default)
fi_la

January 2013

S M T W T F S
   1 2 345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 15th, 2025 08:45 pm
Powered by Dreamwidth Studios